logotype
АПМО
Адвокатская палата московской области

Помощь фронтовикам оказывает бесплатно

Пресс-служба АПМО 20 апреля 2016
Помощь фронтовикам оказывает бесплатно

Какие яркие воспоминания у юриста с обычной биографией? Наверное, из студенческих лет: лекция любимого преподавателя, общение с друзьями и подругами, поездка в каникулы. Или вхождение в профессию: самостоятельное дело, первое выступление в суде… А вот адвокату в подмосковном Ступино Михаилу Алексеевичу Черкасову до сих пор порой вспоминается другое из времён его молодости.

«Весёлый» день 1-го апреля 1981-го года. Михаил,

тогда командир транспортно-боевого вертолёта Ми-8МТ выполнял в Афганистане в общем-то обычное военно-разведывательное задание в районе Чарикара, где разведбат его дивизии совместно с десантниками и афганскими спецсилами проводил рейд по зачистке местности. Вот как об этом он позже расскажет в книге своих воспоминаний о той войне «В небе Афганистана»: «Взлетаем и с набором высоты берём курс ноль градусов. Оставляя место боевой операции слева по курсу. Там видны клубы чёрного дыма. Это на восточной окраине Чарикара горит какая-то постройка. (...) Внезапно дикой силы удар сотрясает машину, словно по ней ударили гигантским молотом, и её как бы бросает вперёд. Показалось, что стальные тросы рулевого управления со звоном рвутся, будто струны. В кабине появляется запах гари, и её застилает дым. (…) Вертолёт стремительно несётся к земле, снижаясь на режиме самовращения со скоростью 1—12 метров в секунду. Значит, с высоты 500-550 метров мы падали менее минуты. (…) Жуткий удар о землю привёл в чувство. Со звоном осыпалось остекление фонаря кабины. Не осознавая ещё, что жив, я мгновенно, ногами вперёд, выбрасываюсь наружу почему-то через переднее разбитое остекление фонаря, а не через правый проём, более широкий. Возможно, меня просто выбросило при ударе о землю. Бегу прочь, подальше от вертолёта, но, придя в себя, оборачиваюсь. Вижу, что вертолёт упал плашмя на небольшой огород-виноградник прямоугольной формы, размером где-то 80 на 40 метров, обнесённый глинобитными стенами – дувалом, причём хвостовая балка лежит на этом самом дувале». В результате командир не только сам спасся после попадания в вертолёт зенитной ракеты мятежников, но, вернувшись к готовой взорваться в любой момент машине, спас тяжело раненых штурмана Виталия Курзенёва и борттехника Юрия Кривоноса. За этот бой Михаила Черкасова представили к ордену Боевого Красного Знамени…

Для него всегда примером были его родители. Отца Алексея Андреевича призвали на военную службу в первые месяцы Великой Отечественной, он сражался командиром пулемётно-миномётного взвода на Юго-Западном фронте, потом служил офицером военкомата на Западной Украине, умер в сорок восемь лет от последствий тяжёлой контузии. Мама, Александра Ивановна, во время войны трудилась на оборонных заводах в Туле, награждена «Медалью материнства» СССР. Почти в одиночку ей пришлось поднимать пятерых детей их многодетной семьи. К тому времени, когда умер муж, только старший, Миша, уже учился на втором курсе Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков, остальные были школьниками. И все затем выросли достойными людьми. В октябре прошлого года мама Михаила Алексеевича отметила своё девяностолетие.
Будущий же лётчик и адвокат появился на свет в первый день 1951-го года в тульской деревне Алексеевке. Спустя одиннадцать лет семья переехала в село Пожилино Ефремовского района Тульской области. По окончании средней школы в Ефремове юноша решил стать военным лётчиком. С ранних лет он обладал обострённым чувством справедливости и слова из популярного кинофильма «Есть такая профессия – Родину защищать» по примеру отца были для него не пустым звуком. В Сызранском авиационном училище он выполнял полёты на вертолётах Ми-1 и Ми-4, окончил его с отличием с квалификацией лётчик-инженер.
Начал служить в гарнизоне Степянка под Минском в должности лётчика-штурмана вертолёта Ми-8, но уже вскоре стал командиром вертолёта Ми-24 в 156-м отдельном вертолётном полку в Пружанах.
А в мае 75-го началась для Михаила его долгая и славная интернациональная эпопея. Сначала в городе Адене в Южном Йемене, где двадцатипятилетний вертолётчик перевозил людей и грузы, а также в качестве инструктора обучал коллег из южнойеменских ВВС.
По возвращении через два года из спецкомандировки в экзотическую страну его назначили командиром звена поисково-спасательных вертолётов Ми-8 в Тамбовском ВВАУЛ имени Героя Советского Союза М.М. Расковой.
Ну а с марта 80-го – упоминавшийся Афганистан. «…В Афгане, - понял Михаил Алексеевич, - каждый проявил себя таким, как он есть. Герой был героем, трус – трусом, подлец – подлецом. Война, опасность как лакмусовая бумажка проявляли истинные качества и сущность человека. Хочется верить, что истинные человеческие ценности непреходящи и рано или поздно пробьются, словно трава через асфальт, через всё суетное, ложное, наносное в нашей жизни».
В опасной горной стране он провоевал почти два года командиром вертолёта, не раз, что называется, смотря смерти в глаза. Любя и книги в часы досуга, и общение с людьми, одновременно и более полугода исполнял там обязанности заместителя командира эскадрильи по политчасти.
Во время же первого отпуска из Афганистана в родном селе, что уютно раскинулось в излучине речки с поэтическим названием Красивая Меча и известной по произведениям Ивана Тургенева, он встретил ту единственную девушку, с которой судьба связала его на всю последующую жизнь. К слову, отец Надежды, избранницы Михаила, молодой учительницы, Николай Васильевич Тиньков тоже был фронтовиком, участником штурма рейхстага. Его в своих мемуарах об этом штурме упомянул Герой Советского Союза полковник Зинченко.
Не откладывая дела в долгий ящик, влюблённые вскоре сыграли свадьбу. А всего через неделю недавняя невеста провожала мужа снова в Афганистан, даже медового месяца молодожёнам не выпало. Только прибыв на свою авиабазу в Баграм, Михаил узнал, что, оказывается, мог бы дать телеграмму в часть в связи со свадьбой и задержаться еще дней на десять… Конечно, воспользовался бы он этим правом, спеша к боевым друзьям, это ещё вопрос.
Каких только неожиданных встреч не случается порой на войне! Как-то в одном из рейсов в дальний гарнизон Ограниченного контингента советских войск в Афганистане Михаил повстречал… солдата-односельчанина. С той поры хранит его подарок – афганские каменные чётки. Солдат благополучно дослужил, вернулся, жаль только, что жизнь его «на гражданке» не задалась.
Михаил награждён за Афганистан орденом Красной Звезды, советскими и афганскими медалями. Вот только заслуженный в смертельном бою орден Красного Знамени затерялся где-то в бюрократических коридорах, но тут уж, может быть, как говорится, не до ордена, жила бы Родина.
По возвращении из Афганистана он продолжил службу в Тамбове, спустя три года стал заместителем командира 164-го отдельного вертолётного отряда в гарнизоне Малино в Ступинском районе Московской области, а вскоре был назначен и командиром части. В октябре 86-го ушёл с лётной работы по состоянию здоровья, но ещё десятилетие служил в должности начальника штаба-заместителя командира вертолётной эскадрильи в полку под Владимиром и затем снова в Малино. В марте 1997-го года уволился из Вооружённых Сил, будучи военным лётчиком-снайпером и майором, прослужив почти тридцать, а с учётом льготной выслуги даже более пятидесяти трёх лет, то есть более своего тогдашнего календарного возраста!

Вопрос, чем теперь заниматься в гражданской жизни, не стоял. Ещё за полтора года до окончания военной службы Михаил Алексеевич поступил в Современный гуманитарный институт в Москве на заочное отделение по специальности «юриспруденция» по программе второго высшего образования. Ещё заканчивая институт, начал работать начальником юридической службы государственной налоговой инспекции в Ступино.
Здесь можно снова кратко вернуться к вертолётам. «Вертолёт, - вспоминает Михаил Черкасов, - как известно, довольно «сложное творение рук человеческих» и даже не столько в смысле сложности его конструкции, сколько с точки зрения сложности аэродинамики и теории полёта, которые, собственно, и определяют его конструктивные особенности и коренное отличие от других типов летательных аппаратов. Ведь у вертолёта, по словам одного из киногероев, три тонны одних только вращающихся частей. Вся эта вращающаяся с различными скоростями в разных направлениях система может быть описана только с помощью сложных математических и физических формул и законов, как, например, запомнившиеся ещё с курсантских лет ряды Фурье или кориолисовы силы инерции. Но лётчику некогда в полёте вспоминать все эти научные премудрости. Ему важно чтобы, во-первых, не подвела, не отказала в воздухе машина и, кроме того, сам полёт был более-менее комфортным, чтобы как можно меньше ощущались в полёте и особенно на посадке тряска и вибрация – постоянные спутники вертолётной авиации».
Наверное, право, в том числе налоговое в нашей стремительно меняющейся действительности, не проще порой, чем устройство вертолёта, но орденоносный майор успешно овладел и тонкостями юриспруденции. Дипломную работу писал по теме «Ответственность за нарушения налогового законодательства» и защитил тоже с оценкой отлично. При подготовке этой работы большую помощь выпускнику оказали научные разработки и учебные пособия в области налогового законодательства под редакцией такого крупного специалиста в данной области как Сергей Пепеляев, ныне член Совета Адвокатской палаты Московской области и член Совета Федеральной палаты адвокатов России. С самим же с Сергеем Геннадьевичем ему удалось лично познакомиться позднее, когда недавний лётчик уже трудился в ГНИ по городу Ступино, в ходе арбитражного спора с одним из ООО, интересы которого представлял Пепеляев. Самому же Михаилу Алексеевичу вскоре был присвоен чин государственного налогового инспектора первого ранга.
Он стал начальником Ступинского отдела Территориального органа ФСДН РФ в Московской области, одновременно преподавал юридические дисциплины – «Правоохранительные органы», «Налоговое право», «Трудовое право», «Арбитражный процесс» и другие – студентам Ступинского филиала Красногорского политехнического техникума.
Затем год с небольшим работал в должности юрисконсульта ЗАО «Мособлсельстрой-4».
А в мае 2003-го получил профессиональный статус и стал адвокатом Адвокатской палаты Московской области. При этом он строго соблюдает своё правило – ветеранам войны правовую помощь оказывает всегда бесплатно.
Михаил Алексеевич ведёт также большую общественную работу. Он член Московского областного совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов, а в Ступинском городском совете этой организации возглавляет сектор по правовой работе. Является ещё и заместителем председателя правления Ступинской городской организации Российского союза ветеранов Афганистана (РСВА). В августе прошлого года был приглашён для участия в съёмках полнометражного документального фильма «Первым делом – вертолёты», приуроченного к открытию Московского аэрокосмического салона МАКС-2015, который транслировался по программе первого канала ТВ.
Помимо «Красной Звезды», награждён и орденом РСВА «За заслуги», а также за Афганистан Почётной грамотой Верховного Совета СССР и нагрудным знаком «Воин-интернационалист», медалью РА «От благодарного афганского народа», медалью «Ветеран Вооружённых Сил СССР» и другими. Уже за гражданскую деятельность бывший военный лётчик неоднократно награждался грамотами Московской областной думы и главы Ступинского муниципального района.
А за упоминавшуюся книгу «В небе Афганистана», написанную с болью в сердце и повествующую ярко и убедительно о трудном, опубликованную в 2004-м, Черкасов удостоился диплома Лауреата первой литературной церемонии, посвящённой творчеству адвокатов Московской области. Четыре года назад награждён и дипломом АПМО за успехи в правозащитной деятельности и верность профессиональному долгу. Думается, это не последние его общественные и юридические награды.
Но, быть может, главную свою жизненную награду Михаил Алексеевич видит в благополучии семьи. Он вместе с супругой вырастил и воспитал двух дочерей и помогает растить внуков.
Подрастающее поколение многое может почерпнуть у дедушки. Это и его обязательность, он всегда обещает только то, что может исполнить, а также эрудицию. Он много читает, особенно по исторической тематике, в том числе, об истории христианства, а ответ на многие жизненные вопросы находит в Библии. Немало людей, переживших войну и не раз бывавших на грани жизни и смерти, задумываются потом о вечном, о судьбе и высшей справедливости.
Многое даёт ветерану до сих пор и Владимир Высоцкий. Михаил ещё со школьных лет был горячим поклонником его творчества и вырос на его песнях, немало которых помнит наизусть. Не раз, по примеру выдающегося барда, он пытался осуществить свою мечту научиться играть на гитаре, однако всё как-то не получалось. Пока дети, словно прочитав его мысли, не подарили неожиданно к шестидесятилетнему юбилею этот замечательный инструмент. И вот теперь он в свободное время с увлечением упражняется в пении под аккомпанемент гитары. Хотя его исполнение и не предназначено для широкой публики, слушатели отзываются одобрительно.
Михаил Алексеевич старается выкраивать время и для плавания и лыж, хотя этим удаётся заняться и не часто, благоустраивает свой садовый дом и участок. Словом, скучать некогда. Ведь всегда надо «быть в форме», чтобы защищать людей, уже не в небе за штурвалом вертолёта, а на земле в судебных баталиях и в присутственных кабинетах.

А.А. Горшенков – выпускающий редактор АПМО


На снимках: 9-й класс; 1-й курс СВВАУЛ; М.А. Черкасов в курсантские годы; провинция Бамиан, Афганистан; группа военных в Бамиане; буддийский храм в Бамиане; после Афганистана; боевое братство; на малой Родине; маме 90 лет, окт.2015; Ступинские воины-интернационалисты, февр.2016; М.А. Черкасов.
Фото из семейного архива М.А. Черкасова


Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 
Наверх