Прочитал очень любопытную и живо написанную статью профессора Нижегородской академии МВД А.С. Александрова об институте следственной власти вот здесь http://www.iuaj.net/node/2080.
Зацепила пара абзацев:
"Орган предварительного следствия (не следователь, заметим) является создателем уголовного дела («дело шьет», ибо «дело» есть совокупность прошитых бумаг, в которых отражены зафиксированные следователем в качестве «доказательств» сведения). Главным субъект доказывания тоже он. Это доминирование следственного органа превращает суд в придаток предварительного расследования, а адвоката – в паразитирующего на результатах его деятельности субъекта[17].
Господство предварительного расследования, где создается знание о преступлении и преступнике, которое передается как эстафета (через такое передаточное звено как прокуратура) суду, превращает суд в орган по оказанию ритуальных услуг населению . Обвинительный уклон в такой системе уголовной юстиции неизбежен. Не надо верить в объективность следователя:все «бумажные» гарантии обеспечения объективности расследования, «не имеют решительно никакого значения перед почти неограниченною властью следователя над обвиняемым» (курсив мой - А.З.)".
Живо мне напомнило хорошо знакомые ситуации дел об административных правонарушениях, когда должностное лицо очередного череззаборнгозадирательного надзора, делая план, составляет очередной бредовый протокол, и в ответ на все представленные в дело возражения сочувственно вздыхает: "У меня план, но вы обжалуйте - суд разберется", а суд высказывается в духе "Суд не принимает во внимание представленные защитником в суд и в материалы дела об административном правонарушении письменные доказательства и свидетельские показания, поскольку они противоречат выводам должностного лица в постановлении о привлечении к административной ответственности, защитником не доказано наличие личных неприязненных отношений между должностным лицом и правонарушителем, в связи с чем у суда нет оснований не доверять выводам должностного лица".
in dubio - pro inquisitor